302016, г.Орел, ул. Комсомольская, 127

Состоялся VII Всероссийский съезд адвокатов

08-05-2015

Состоялся VII Всероссийский съезд адвокатов

 

22 апреля в Москве состоялся VII Всероссийский съезд адвокатов

В повестку работы Съезда были включены: обсуждение отчета о деятельности Совета ФПА РФ и Ревизионной комиссии, принятие поправок в Кодекс профессиональной этики адвоката, утверждение дизайна нагрудного знака адвоката, а также ряд иных актуальных вопросов.

В работе VII Всероссийского съезда адвокатов приняли участие делегаты из более чем 80 субъектов РФ, в том числе делегация адвокатов Орловской области в составе: Президент АП Орловской области Мальфанов С.А., Вице-президент АП Орловской области Мартиросян Э.Н., член Совета АП Орловской области Капустянский В.В.

VII Всероссийский съезд адвокатов принял поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката, которыми вносятся редакционные изменения в п. 3 ст. 9 КПЭА и определяется статус Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам. Согласно поправкам Комиссия представляет собой коллегиальный орган, который разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии, дает разъяснения по вопросам применения КПЭА; регламент Комиссии утверждается Советом ФПА РФ, а ее председателем по должности является президент ФПА РФ

Съездом также был утвержден предложенный Советом ФПА РФ состав Комиссии.

Выписка

ПРОТОКОЛ

VII Всероссийского съезда адвокатов

22 апреля 2015г.                                                                              г.Москва

Съезд решил:

1. Принять следующие поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката:

-  дополнить абзац второй пункта 3 статьи 9 после слов «оказания услуг» словами «, за исключением научной, преподавательской, экспертной, консультационной  (в том  числе  в  органах  и  учреждениях  Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также в адвокатских образованиях) и иной творческой деятельности».

-  дополнить Кодекс профессиональной этики адвоката статьей 18.2 следующего содержания:

«Статья 18.2

1.  Комиссия по этике и стандартам является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов,  осуществляющим разработку стандартов оказания квалифицированной юридической -помощи и других стандартов адвокатской   профессии,   дающим  разъяснения   по   вопросам  применения настоящего Кодекса, а также осуществляющим в соответствии с настоящим Кодексом и Регламентом Комиссии по этике и стандартам иные полномочия.

Регламент Комиссии по этике и стандартам утверждается советом Федеральной палаты адвокатов.

2.  Комиссия по этике и стандартам формируется сроком на два года в количестве 16 членов в следующем порядке:

-     15    членов    Комиссии    по    этике    и    стандартам    избираются Всероссийским съездом адвокатов по представлению совета Федеральной палаты адвокатов;

- президент Федеральной палаты адвокатов входит в состав Комиссии по этике и стандартам по должности и является ее председателем.

Число  членов  Комиссии  по  этике   и   стандартам,   не  являющихся адвокатами, не может превышать пять человек.

3.  Комиссия по этике и стандартам по представлению председателя Комиссии по этике и стандартам избирает из своего состава двух или более заместителей председателя сроком на два года.

4.  Заседание Комиссии по этике и стандартам считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей ее членов.

5. Комиссия по этике и стандартам:

1)  разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии, а также обобщает практику применения указанных стандартов;

2)   по  запросу  президента  Федеральной   палаты  адвокатов,  совета Федеральной   палаты   адвокатов,   совета   адвокатской   палаты   субъекта Российской Федерации дает с последующим утверждением советом Федеральной палаты адвокатов обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения настоящего Кодекса;

3)  обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, и в связи с этим разрабатывает для  утверждения  советом   Федеральной  палаты  адвокатов   необходимые рекомендации;

4)   осуществляет  иные полномочия,  предусмотренные регламентом Комиссии по этике и стандартам.

6. Решения Комиссии по этике и стандартам принимаются простым большинством голосов членов Комиссии по этике и стандартам, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии по этике и стандартам».

VII Всероссийский съезд адвокатов принял резолюции о вознаграждении адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами и о позиции адвокатуры относительно развития института суда присяжных.

РЕЗОЛЮЦИЯ

о соблюдении гарантий прав адвокатов на вознаграждение за труд

 

Принята VII Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2015 г.

 

Адвокатское сообщество России обеспокоено отношением органов государственной власти к соблюдению гарантий независимости адвокатуры в вопросах финансирования адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отношение государственных органов к указанной проблеме подрывает основы системы оказания квалифицированной юридической помощи населению, что выражается в следующем.

1. С 2013 г. вопреки положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п.  8 ст. 25) денежные средства на оказание квалифицированной   юридической   помощи   малоимущим   гражданам   в   уголовном судопроизводстве перестали учитываться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Данное обстоятельство лишает бюджетные средства защиты от нецелевого использования и создает предпосылки для ущемления социальных прав адвокатов, так как расходование бюджетных средств на их вознаграждение за участие в делах по назначению в настоящее время полностью зависит от усмотрения правоохранительных и судебных органов.

2.   До   настоящего   времени   не   установлено   нормативно-правовое   регулирование вознаграждения адвоката за участие в гражданском судопроизводстве по назначению суда в случаях, предусмотренных ст. 50 ГПК РФ.

Безотлагательное решение данного вопроса актуально еще и потому, что с 15 сентября 2015 г. введено обязательное участие адвокатов в некоторых категориях дел в административном судопроизводстве, что также требует правового регулирования размера и порядка выплаты вознаграждения адвокатам.

3.   С   марта  2013   г.   органы  дознания   и   предварительного   следствия   наделены полномочиями по осуществлению процессуальных действий при проверке сообщений о преступлениях до возбуждения уголовного дела.

Вознаграждение адвоката за участие в процессуальных действиях по назначению указанных органов в подобных случаях также- не имеет нормативно-правового регулирования. Данное обстоятельство используется финансовыми органами в качестве формального повода для отказа адвокатам в выплате вознаграждения, так как действующий порядок предусматривает оплату труда адвоката только при осуществлении защиты по назначению в уголовных делах.

4.  Ежегодно от 30 до 40 тысяч адвокатов осуществляют защиту малоимущих граждан в уголовном   судопроизводстве   в   качестве   защитников   по   назначению.   В   2014   г. среднемесячный размер вознаграждения адвоката за эту работу составил 11 088 руб.

В малонаселенных местностях и многих сельских районах доход от профессиональной деятельности для подавляющего большинства адвокатов и их семей является единственным источником существования, поскольку сфера оказания юридической помощи по соглашениям там крайне ограничена, а предпринимательская деятельность и работа по трудовому найму адвокатам запрещены.

При этом квалифицированный труд адвоката по защите малоимущих граждан оценивается государством на уровне труда неквалифицированного работника и с января

2013 г. размер его вознаграждения за один день участия в уголовном судопроизводстве составляет всего 550 руб. Ежегодная индексация размера вознаграждения, несмотря на высокий уровень инфляции и значительный рост цен на продовольствие и бытовые товары, не производилась уже более двух лет.

В 2015 г. адвокатам также отказано в праве на индексацию размера вознаграждения, что ставит многих из них, а также их семьи на грань выживания.

Всероссийский съезд адвокатов призывает законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством гарантий независимости адвокатуры и прав адвокатов на вознаграждение за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами, а также о присвоении адвокатам звания «Ветеран труда»

 

Принята VII Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2015 г.

 

Адвокатское сообщество выражает серьезную озабоченность сложившейся ситуацией в сфере награждения адвокатов государственными и ведомственными наградами.

В соответствии с Уставом Федеральной палаты адвокатов 10 декабря 2003 г. Совет ФПА РФ принял «Положение о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации», которым учреждены награды адвокатов.

За прошедшее время по представлениям Советов региональных палат многие адвокаты за свои профессиональные достижения были отмечены наградами ФПА РФ. Однако имеется проблема недостаточной правовой регламентации по вопросу отнесения наград ФПА РФ к разряду ведомственных, в результате чего иногда ставится под сомнение право адвокатов-пенсионеров, имеющих только награды- ФПА РФ, на получение звания «Ветеран труда» и пользование установленными для ветеранов льготами.

В приказе Минюста России от 17 июля 2013 г. № 116 «О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации» установлен перечень лиц, имеющих право на получение ведомственных наград, адвокаты в нем не упоминаются, но при этом указаны «...граждане Российской Федерации и иностранные граждане, оказывающие содействие в решении задач, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации».

В соответствии с данным приказом награждение граждан (в том числе адвокатов) возможно за заслуги в сфере:

- нормативно-правового регулирования деятельности Минюста России;

-  оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения в рамках проводимых Минюстом России мероприятий;

- проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

-   оказания помощи Минюсту России по заключению международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.

За период с 2003 по 2014 г. государственными наградами Российской Федерации награждены всего 20 адвокатов, из них почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» получили лишь 11 адвокатов.

Вместе с тем по сложившейся многолетней практике, основанной на ненормативных разъяснениях Минтруда России и Минсошащиты России в целях получения звания «Ветеран труда» бесспорно приравниваются к ведомственным награды Академии наук СССР, Российской академии медицинских наук СССР, Союза общества Красного Креста СССР, Всероссийского общества слепых, Центросоюза, Роспотребсоюза, Всероссийского общества охраны природы, ДОСААФ, ОСВОДа РСФСР, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС. ФНПР, Всероссийского общества «Знание» и ряда других негосударственных всесоюзных и всероссийских организаций при условии, что ими были награждены работники, состоящие в штате этих организаций или работавшие в их системе, и вручение наград производилось от имени федерального (всесоюзного) органа такой организации.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской организацией, включающей региональные адвокатские палаты всех субъектов Федерации, и имеет специальный статус, установленный Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Это позволяет по аналогии с приведенными выше прецедентами, отнести награды Федеральной палаты адвокатов к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Всероссийский съезд адвокатов обращается к Министерству юстиции Российской Федерации с просьбой:

-    содействовать   приданию   наградам   Федеральной   палаты   адвокатов   статуса ведомственных наград;

-  внимательно рассматривать обращения адвокатских палат субъектов Российской Федерации   с  просьбой   представления  адвокатов  к  награждению  государственными наградами России, присвоению почетных званий и иным федеральным поощрениям, а также обращения о награждении адвокатов ведомственными наградами Минюста России и   установить   критерии   и   ориентировочные   квоты   на   награждение   адвокатов   в соответствии с численностью адвокатских палат.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

о соблюдении гарантий прав адвокатов на вознаграждение за труд

 

Принята VII Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2015 г.

 

Адвокатское сообщество России обеспокоено отношением органов государственной власти к соблюдению гарантий независимости адвокатуры в вопросах финансирования адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отношение государственных органов к указанной проблеме подрывает основы системы оказания квалифицированной юридической помощи населению, что выражается в следующем.

1. С 2013 г. вопреки положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п.  8 ст. 25) денежные средства на оказание квалифицированной   юридической   помощи   малоимущим   гражданам   в   уголовном судопроизводстве перестали учитываться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Данное обстоятельство лишает бюджетные средства защиты от нецелевого использования и создает предпосылки для ущемления социальных прав адвокатов, так как расходование бюджетных средств на их вознаграждение за участие в делах по назначению в настоящее время полностью зависит от усмотрения правоохранительных и судебных органов.

2.   До   настоящего   времени   не   установлено   нормативно-правовое   регулирование вознаграждения адвоката за участие в гражданском судопроизводстве по назначению суда в случаях, предусмотренных ст. 50 ГПК РФ.

Безотлагательное решение данного вопроса актуально еще и потому, что с 15 сентября 2015 г. введено обязательное участие адвокатов в некоторых категориях дел в административном судопроизводстве, что также требует правового регулирования размера и порядка выплаты вознаграждения адвокатам.

3.   С   марта  2013   г.   органы  дознания   и   предварительного   следствия   наделены полномочиями по осуществлению процессуальных действий при проверке сообщений о преступлениях до возбуждения уголовного дела.

Вознаграждение адвоката за участие в процессуальных действиях по назначению указанных органов в подобных случаях также- не имеет нормативно-правового регулирования. Данное обстоятельство используется финансовыми органами в качестве формального повода для отказа адвокатам в выплате вознаграждения, так как действующий порядок предусматривает оплату труда адвоката только при осуществлении защиты по назначению в уголовных делах.

4.  Ежегодно от 30 до 40 тысяч адвокатов осуществляют защиту малоимущих граждан в уголовном   судопроизводстве   в   качестве   защитников   по   назначению.   В   2014   г. среднемесячный размер вознаграждения адвоката за эту работу составил 11 088 руб.

В малонаселенных местностях и многих сельских районах доход от профессиональной деятельности для подавляющего большинства адвокатов и их семей является единственным источником существования, поскольку сфера оказания юридической помощи по соглашениям там крайне ограничена, а предпринимательская деятельность и работа по трудовому найму адвокатам запрещены.

При этом квалифицированный труд адвоката по защите малоимущих граждан оценивается государством на уровне труда неквалифицированного работника и с января

2013 г. размер его вознаграждения за один день участия в уголовном судопроизводстве составляет всего 550 руб. Ежегодная индексация размера вознаграждения, несмотря на высокий уровень инфляции и значительный рост цен на продовольствие и бытовые товары, не производилась уже более двух лет.

В 2015 г. адвокатам также отказано в праве на индексацию размера вознаграждения, что ставит многих из них, а также их семьи на грань выживания.

Всероссийский съезд адвокатов призывает законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством гарантий независимости адвокатуры и прав адвокатов на вознаграждение за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению.

 

Кроме того, Всероссийский съезд адвокатов утвердил отчет о деятельности Совета ФПА РФ и Ревизионной комиссии за 2013-2014 гг., произвел ротацию Совета ФПА РФ, утвердил дизайн нагрудного знака адвоката и принял ряд решений организационного характера.

 

 

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Назад





Яндекс цитирования